Разместите свое Предложение о продаже, покупке, аренде объекта недвижимой собственности на страницах Проекта 'Земля на Волге - От Истока до Устья...'
Главная

Едва отзвучал последний звонок, и одни родители перевели дух, посчитав процесс школьного обучения своих чад законченным, как другие, напротив, озаботились поиском хорошей школы. Особенно сложно приходится тем, кто обитает за городом и готов платить за качество образования своего ребенка, однако не хочет утомлять его ежедневными поездками да тридевять земель в хорошее учебное заведение. Еще не так давно эта проблема почти не имела решения, хотя в последние годы ситуация немного улучшилась: по соседству с коттеджными поселками появилось несколько новых частных школ. Впрочем, обучение дешевле от того не стало. Зато стало намного разнообразнее.

Школа в нагрузку

Если еще лет 5-8 назад школы в подмосковных коттеджных поселках были довольно редким явлением, то сейчас они открываются ежегодно и, что немаловажно, не только в элитном сегменте. Появилось даже предположение, что школы строить прибыльно. Однако застройщики на этот счет высказываются достаточно осторожно. Так, не во всяком поселке может возникнуть школа. «Для того чтобы подобные образовательные учреждения не были убыточными, целесообразно строить их в поселках, где число домовладений начинается от 200-250 и выше», — оценил Григорий Алтухов, советник президента ФСК «Лидер».

Если речь идет о поселке высокой ценовой категории, то могут потребоваться вложения не только в само строительство, но и в позиционирование школы. «Самое дорогое при реализации школы — это коробка с земельным участком и коммуникациями, на данную статью расходов приходится около 70% затрат от общей стоимости строительства школы. Остальные расходы распределяются между затратами на внутреннюю отделку и оснащение школы необходимым оборудованием. Изначально строительство школы — это не бизнес, это объект социальной инфраструктуры. Школу можно сделать рентабельной, это достигается за счет вступительных взносов, но для начала ее нужно сделать узнаваемой, создать ей такой имидж, чтобы многие стремились отдать туда своих детей и были готовы за это платить», — говорит Наталья Картавцева, заместитель генерального директора по продажам компани «ОПИН». С этим согласен и вице-президент девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский: «Школа не может быть рентабельной для девелопера в принципе, но окупать саму себя как бизнес-проект она может. Задача девелопера — рассчитать площадь, заполнение школы и ее концепцию таким образом, чтобы дополнительные расходы на ее содержание не легли на плечи жителей поселка».

При этом не все девелоперы имеют желание и возможность управлять школами. Но, понимая, что наличие школы в поселке может повлиять на выбор покупателя домовладения, решаются их возводить — и даже не всегда экономят. Например, Urban Group строит школы в своих поселках, затем отдавая их муниципалитету, и при этом уделяет внимание архитектуре школьных зданий, чтобы они не выбивались из общей концепции поселков, которые на рынке позиционируются как доступные и комфортные «города для жизни». «Мы строим школы в соответствии с градостроительными нормами, в основе которых лежит расчет количества мест в школе в зависимости от количества жителей. При этом делаем наши школы по индивидуальным проектам, они очень выразительны с архитектурной точки зрения и грамотно спланированы, ­— рассказал Леонард Блинов, директор по маркетингу— И покупатели с гораздо большей охотой выбирают то жилье, которое обеспечено необходимой детской инфраструктурой. Школа, безусловно, является конкурентным преимуществом проекта. Мы передаем школы государству и не занимаемся их управлением».

Так выглядят учебные классы в школах, которые строит рядом со своими поселками компания Urban Group

Для всех, но не для каждого

В Москве негосударственные школы начали открываться в начале 1990-х годов: первой частной школой себя называет «Колледж XII век» — и, кстати, он расположен хоть и в границах города, но за МКАД, на Солнцевском проспекте. В 1992 году в Москве на ул. Профсоюзная открылся лицей «Москвич». За городом частные школы стали появляться на десятилетие позже, с начала 2000-х, сперва на Рублевке. Например, «Первая московская гимназия» в поселке «Величъ» (официально называет себя элитной частной школой), «Президент» в Жуковке, рядом с поселком Park Vill. Сейчас школы есть на Новой Риге, Алтуфьевском направлении, Дмитровке, Ленинградке и других. Одна из таких школ — «Первая европейская гимназия Петра Великого» — открылась в поселке «Новые Вешки» 25 апреля этого года: девелопер (компания Sawatzky) инвестировала в проект 20 млн долларов.

«Первая европейская гимназия Петра Великого», которая открылась весной нынешнего года рядом с поселком «Новые Вешки»

При этом практически все школы не «отпугивают» потенциальных учеников статусом «закрытое заведение»: обратиться сюда может любой желающий, а условия приема на обучение включают конкурсный отбор и тестирование. «Во многом „открытость“ или „закрытость“ школы определяется классом и размером коттеджного поселка, но четких правил на этот счет не существует. Более того, сегодня значительная доля частных подмосковных школ, как, например, „Успенский лицей“, расположена вне коттеджных поселков и рассчитана как на детей из близлежащих муниципальных поселений, так и детей, проживающих в коттеджных поселках», — поделился наблюдениями Григорий Алтухов.

«В нашей школе тоже смогут обучаться дети как из наших жилых комплексов, так и из районов Куркино, Новогорск, Химкок. Конечно, преференции по предоставлению мест мы предлагаем, прежде всего, жителям наших ЖК, но стоимость для всех одинаковая. Уже сейчас, хотя школа еще не достроена, у нас есть лист ожидания, который состоит, в основном, из покупателей жилья в наших ЖК», — рассказал Дмитрий Котровский. Таким образом, если по признаку места проживания ребенка школы, действительно, можно считать «открытыми», по размер платы за обучение (а она складывается из разового первоначального взноса и ежегодных сумм) сам по себе становится своеобразным фильтром и придает учебному заведению определенные признаки «закрытости». «Стоимость обучения в такой школе составляет примерно от 40 тыс. рублей до 100 тыс. рублей в месяц, размер вступительного взноса варьируется от 300 тыс. рублей до 1 млн. рублей», ­— рассказала Наталья Картавцева.

По полной программе

Впрочем, для тех родителей, которые платить могут и готовы ежегодно на обучение ребенка тратить по миллиону и больше, определяющим фактором при выборе школы является все же не цена вопроса, а качество преподавания. Управляющие школ заботятся об этом, проводя конкурсы на замещение должностей преподавательского состава, обращают внимание на награды педагогов (например, «Учитель года» имеет больше шансов перейти в частную школу), проводят стажировки за рубежом и даже приглашают преподавателей-носителей языка из-за границы. «Изюминка частных школ еще и в том, что там преподают отличные педагоги, а иногда и олимпийские чемпионы: Амина Зарипова преподает гимнастику в школе „Президент“, Ляйсан Утяшева — в „Новогорске“, Вячеслав Шалимов будет преподавать в хоккейной школе в ЖК „9-18“. Многие школы организуют поездки школьников за рубеж», — рассказала Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». Соответственно, и зарплата у таких учителей намного выше, чем в муниципальных школах, и может достигать 100-200 тыс. рублей в месяц, а преподаватели-иностранцы вправе претендовать и на большие деньги. Также эксперты признают, что девелоперские компании могут предоставлять педагогам жилье на срок их контракта.

Не удивительно, что учебные программы в таких школах очень насыщенная, причем каждое частное заведение изобретает свою «изюминку». Так, в «Первой московской гимназии» действует школа лидеров и интеллектуальный клуб, в школе «Президент» — школа танца и школа телевидения, в Успенском лицее делают ставку на экологическое образование, в школе «Лидер» — на спорт (карате, гимнастика, шахматы). Но есть и общее: абсолютно все частные школы очень большое внимание уделяют иностранным языкам. Так, в «Первой европейская гимназии Петра Великого» преподавание ведется на трех языках — русском, немецком, английском. Все педагоги проходят обязательную стажировку в Австрии. Выпускники школы получат 2 аттестата — российского и европейского образца, которые позволят поступать в вузы за рубежом. Примерно по такой же схеме строится преподавание и в других загородных частных школах: дети получают возможность изучать несколько языков (иногда даже китайский).

В школе «Президент», что на Ильинском шоссе в поселке ParkVill, есть своя школа телевидения

Остается признать, что развитие частных школ в Подмосковье происходит семимильными шагами. Находятся и миллионные инвестиции, и потребители этой услуги, способные платить за обучение своих детей сотни тысяч в год. Нельзя не заметить, что самым большим плюсом такого образования становится возможность выучить несколько иностранных языков и поступить в зарубежный вуз. Захотят ли эти дети вернуться в Россию после получения образования — вопрос. Да, получить работу за границей не так просто, даже имея хороший диплом и деньги, но в квалифицированных кадрах заинтересованы везде. Не опустеют ли эти многочисленные коттеджные поселки, когда выпускники нескольких 11-х классов покинут и школу, и Россию? Впрочем, это вопрос риторический.

Юлия Зябликова, корреспондент портала ГдеЭтотДом.РУ

Источник: "ГдеЭтотДом" - http://www.gdeetotdom.ru/country/articles/1941073/