В августе завершается рассылка налоговых уведомлений на уплату налога на имущество за 2012 год. Суммы в платежках могут измениться, потому что стоимость недвижимости и земли во многих регионах были "пересчитаны". Кроме того, теперь налог надо будет оплатить и участникам "дачной амнистии", которые раньше этого не делали. Как оценивали стоимость дач и домов? И почему от уплаты налога при этом уходят владельцы элитных особняков, считающихся "недостроем"? Есть ли способ изменить эту ситуацию? Об этом, а также о том, как можно избежать споров по кадастровой оценке недвижимости, на какие документы надо обратить внимание, покупая жилье, в интервью "Российской газете" рассказал руководитель Московского областного бюро технической инвентаризации (БТИ) Владимир Денисов. Владимир Алексеевич, в кадастре столько недостоверных сведений: границы многих участков четко не определены, люди из-за этого судятся, им приходится по новой проводить межевание. Откуда взялись неточности? В этой ситуации кадастровый инженер стоит перед дилеммой. Либо готовить для Кадастровой палаты документы с указанием выявленных проблем - и тогда она во внесении сведений или изменений автоматически, стопроцентно отказывает. Либо закрывать глаза на нестыковки и вносить заранее недостоверные сведения. Ну а людям часто важно быстрее оформить растущую в цене недвижимость. Поэтому соглашаются "на авось", что в перспективе может обернуться судами. Но какой-то выход здесь есть? Для этого нужна и постоянно действующая комиссия при Кадастровой палате. Кадастровые инженеры не должны замалчивать ошибки и, тем более, фальсифицировать результаты измерений. Такой специалист должен стать главным ответственным посредником между гражданами, Росреестром и Кадастровой палатой. А как сейчас выстроены эти отношения? Ее нет в законе? Необходимо, чтобы кадастровый инженер обязательно состоял в саморегулируемой организации, страховал свою ответственность, имел высшее образование. Цена ошибки слишком велика: одно дело допустить сдвижку участка в 6 соток, а другое дело - целого завода, что неизбежно приведет к огромным тратам. Или, примеру, пропадает запятая, и вместо 48 метров в документе значатся 480 метров. Когда эти сведения уже вносятся в государственный кадастр недвижимости, изменить их достаточно сложно. Собственник должен каким-то образом подтверждать и доказывать, что у него дом не 480 метров, а садовая избушка 48 метров. Подобных ситуаций не перечесть. А ответственности за ошибки опять же нет. А почему потребовалось пересматривать инвентаризационную стоимость и кадастровую оценку земли во многих регионах? Из-за этого изменится налоговая база и, соответственно, сумма платежа по налогу на имущество.... И какие результаты? 997 тысяч прав на объекты недвижимости зарегистрировано в 2012 году по "дачной амнистии". Но сведения актуализированы не во всех регионах? Есть достаточно распространенные ситуация, когда человек для того, чтобы приобрести землю в собственность, регистрировал по дачной амнистии сарайчик. Допустим, в 20-50 метров, после этого покупал земельный участок по цене в 10 раз дешевле, чем он должен был ее выкупить, там же, под этим домиком. И после этого строил дом в 500-600-700 метров. В итоге числится за ним сарайчик, а дворец стоит как объект незавершенного строительства. Налоги не платит, в доме в 500 квадратных метров живет. Но выявлять такие случаи представители местной власти могут только убедившись в этом своими глазами. В Подмосковье именно так и действовали органы муниципальной власти, по распоряжению губернатора. Об этих проблемах в масштабах страны шла речь на заседании президиума Госсовета еще в прошлом 2012 году. Он был посвящен повышению эффективности управления земельными ресурсами. Но фактически изменений пока нет. А что нужно изменить? То есть в данном случае местная власть должна суетиться, поскольку является получателем налога на имущество. Таких "незавершенок" в стране много? Это не приведет к судебным искам? Граждане ведь могут оспорить результаты кадастровой оценки? На самом деле кадастр - это единственный свод сведений об объектах недвижимого имущества, о земельных участках, об объектах капитального строительства, откуда можно почерпнуть информацию, необходимую как для расчета налоговой базы, так и эффективного управления недвижимостью. Поэтому хотелось бы довести наш государственный кадастр недвижимости до момента, когда на портале Росреестра можно было видеть, сколько какая сделка стоит. Зачем квартире паспорт В минрегионе готовится проект приказа о государственном жилищном учете. Значит, будет возвращена техническая инвентаризация, отмененная с 1 января 2013 года? Сейчас ситуация складывается так: квартира учтена в кадастре, существует собственник, налогооблагаемая база есть, объект налогообложения, по которому можно направить налоговое уведомление. Все это кадастровый учет, который служит для целей налогообложения, регистрации прав. Совсем другое дело - состояние жилищного муниципального и частного фонда, где проживают люди. Это уже технический учет, и его отсутствие в перспективе негативно отразится на людях. Допустим, человек покупает жилье, но в комплекте с ключами получает только данные застройщика. Установить, соответствует ли метраж квартиры проектной документации можно только по результатам технической инвентаризации. А ведь расхождения могут составлять порядка 3-5 квадратных метров. Чем это чревато? Раньше был документ - технический паспорт БТИ. Сейчас вместо него кадастровый паспорт. В чем их отличие? Кадастровый паспорт здания также содержит некоторые важные сведения, так как изготавливается на основе технического плана, однако отражает лишь необходимый для регистрации минимум данных об объекте, включая его координаты. Этой информации явно недостаточно для осуществления государственного контроля строений. Вопрос возобновления государственного технического учета жилищного фонда, который де-юре отсутствует, архиважный. С отменой технического учета государство потеряло контроль над ситуацией. Мониторинг ветхого и аварийного жилья и составление плана капитальных ремонтов предполагают наличие актуальной технической документации. Технический учет также является основой для оптимизации расходов по текущей эксплуатации зданий, рационального планирования территорий. Сейчас, по сути, нет органа ни исполнительной власти, ни каких-то иных предприятий, которые бы этот учет осуществляли. На сегодняшний момент мы уже не знаем, сколько у нас жилья вводится в эксплуатацию, никто не контролирует перепланировки. А незаконные перепланировки зачастую угрожают жизни и здоровью, безопасности граждан. Разве не обязательно получить разрешение на перепланировку? Источник: |