Стратегии ценообразования на рынке разные, в зависимости от требуемой динамики продаж. У некоторых стоит задача продать все до сдачи дома или поселка, у некоторых получение максимальной прибыли. Как сформировать цену? Предлагаю для начала обратить внимание на два критерия на вторичном рынке. Первое, в любом случае, нам будет нужно понять рыночную цену. Второе - на вторичном рынке каждая квартира уникальна, именно на этом и строится принцип дифференцированного ценообразования, которое позволяет стабилизировать входящий денежный поток и дает равномерное распределение по всему объему продаж. Новостройки Рыночная цена. В Москве цена на новостройку всегда выше, но в регионах может быть и ниже среднерыночной на старте продаж. В конце продаж всегда выше, так как готовый новый продукт всегда дороже б/у. Первое приближение рынка для расчета экономики можно посмотреть на ИРН. Естественно надо учитывать местоположение вашего объекта. Т.е. ваша задача выделить среднюю цену вашего объема, по которой вы будете делать дальнейшее дифференцирование. Цена предложения не равна цене спроса. Реальные сделки могут быть на 10% ниже. Качественные характеристики здания или так называемый состав продукта: тип (панель/монолит), облицовка фасада, инженерия, придомовая территория и т.д. Принято считать, что при равной цене монолитно-кирпичное здание пользуется большей популярностью. Т.е. за счет изменения качества продукта можно регулировать цену, но состав продукта должен соответствовать сегменту. Яркий пример, когда в эконом-сегменте строят дом бизнес-класса, что приводит к увеличению графика продаж в несколько раз. Более наполненный продукт должен стоить дороже. Следующий этап - распределение стоимости квартир на плане этажа, т.е. по горизонтали. Здесь надо учитывать факторы: площадь – чем больше, тем цена метра ниже. Пример исключения - у вас 50 трехкомнатных на 600 квартир, тогда трехкомнатные вы можете выставлять по цене однокомнатных. Тип квартиры – линейка или распашонка. Распашонки всегда дороже, так как виды на разные стороны света. Пример исключения из практики – южные линейки уходят лучше распашонок. Помимо сторон света надо учитывать виды из окон: во двор, на дорогу, окружающую застройку (промзона/нейтральная/зелень). Сейчас примерное соотношение к стоимости трехкомнатной квартиры (100%), 2х – 105-110%, 1х – 110-120%, в зависимости от сегмента рынка и площадей квартир. В общей сумме вы должны получить заданную вами среднюю стоимость. После того как вы распределили по этажу, переходим к распределению по вертикали. Здесь вы должны определить шаг. Скачки могут быть, когда из нейтральной застройки открываются панорамные виды, т.е. при изменении потребительских характеристик. Иногда девелоперы на высоких этажах сознательно меняют состав продукта – панорамное остекление и т.д. И опять в общей сумме вы должны получить заданную вами среднюю стоимость. Паркинг, точнее соотношение машиномест к количеству квартир не сильно, но влияет на цену. При этом машиноместо является самостоятельным продуктом. Пример, в одном квартале бизнес класса до сих пор остаются непроданные машиноместа, из-за их высокой стоимости, кварталу более 10 лет. Собственник пытается сдавать в аренду, но и здесь проблема с ценообразованием - клиенты не берут из-за высоких ставок. Особенно тщательно нужно планировать стоимость паркинга в эконом сегменте, так как люди тратят последние накопленные средства на квартиру и ремонт. Стадия строительства. В одной из девелоперских компаний на продажи выходят не на нулевом цикле, а на стадии второго этажа. Мне это объяснили тем, что по опыту нет смысла вкладываться в рекламу и персонал – все равно продаж не будет, даже при низких ценах и надежности девелопера. В зависимости от макроэкономической ситуации спрос может варьироваться, например в 2007 выбирали весь объем на нулевом цикле, причем девелопер сразу ставил стоимость как на готовое жилье. Чувствительность спроса. При старте продаж спрос сразу покажет, есть ли ошибка в ценообразовании – это или выборка ликвидного объема, или отсутствие продаж. Поэтому необходимо постоянно проводить мониторинг графика продаж и выборки объема. Т.е. ваш план продаж должен быть не только в деньгах, но и в метрах. Распределение по выборке объема продаж должно быть равномерным Конкуренты. Пример. Ваш продукт по составу и качеству выше конкурента, но по цене ниже. Если нет никаких логических объяснений, то для клиента это повышает риски. Также повышают риски высокие скидки, со стороны это выглядит, что девелопер сливает объем и уходит, не достроив объект. Динамика движения цены во времени. Ориентиры - готовность продукта или этап строительства, сезонность. Базовый критерий - чувствительность спроса, т.е. выполнение или отставания от графика. Например, если вы не выполняете график, при этом у вас начинается следующая стадия строительства – вы не повышаете стоимость. Завершение реализации объема – сдача дома + год. Т.е. график делается из расчета 2-3 года, в зависимости от типа домов и объема площадей. Пример ошибки: Как видно из шахматки:
Маленькие хитрости: Загородная недвижимость Генеральный план поселка можно рассматривать как поэтажный план новостройки с соответствующими факторами: лес, вода, дорога, внутренние/внешние, количество соседей, площадь, уклон, форма, инсоляция (если участок граничит с лесом со стороны севера, то на участке будет мало солнца). Виды: храмы, наличие деревьев на участке. Всегда зависают участки рядом с ТБО или ТП. Коммерческая недвижимость Эксперт в области продвижения объектов недвижимости специально для IRN.RU Курышев Роман. Источник: "Индикаторы Рынка Недвижимости" |