В распоряжении "РГ" оказался законопроект, который кардинально изменит классификацию земель и упростит земельные отношения в стране. Законопроект подготовлен министерством экономического развития и внесен в правительство. Уже в осеннюю сессию его планируется внести в Госдуму. Главная новация - отказ от традиционного деления земель на семь категорий, остаются только три особых категории: земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и земли водного фонда. Все, что туда не попадает, останется вне категории и будет классифицироваться по 13 территориальным зонам в зависимости от назначения. Например, жилые зоны, промышленные, сельскохозяйственные и так далее. Для каждой зоны законопроект дает исчерпывающий перечень объектов, которые на ней могут располагаться. Территориальная зона - это совокупность смежных земельных участков, в отношении которых установлен единый перечень видов разрешенного использования или один вид использования, за исключением земельных участков в границах особо охраняемых категорий земель. Итак, что означает на практике новая земельная конструкция? Кому и как она облегчит жизнь? С этими вопросами "РГ" обратилась к одному из разработчиков законопроекта - директору департамента недвижимости минэкономразвития Андрею Ивакину.
Андрей Ивакин: Граждане редко сталкиваются с необходимостью строительства, а если сталкиваются, то у них, как правило, уже есть участок под застройку. А вот бизнесу довольно часто приходится заниматься оформлением земельных участков. Поэтому для предпринимателей этот законопроект, думаю, окажется очень полезным. Ивакин: Сейчас есть две процедуры, которые необходимо пройти, чтобы приступить к строительству, - изменение категории земельного участка и вида разрешенного использования. Категорию меняют органы федеральной, региональной или местной власти. Какой именно орган власти, зависит от целого ряда факторов. Определение разрешенного использования относится к полномочиям органов местного самоуправления. Если, например, федеральный орган изменил категорию, это еще не означает, что орган местного самоуправления изменит разрешенное использование. Мы же предлагаем вместо двух этапов разрешений и согласований оставить один.
Ивакин: Зонирование законом уже предусмотрено, но действует только в тех муниципальных образованиях, где утверждены правила землепользования и застройки. По закону они должны быть утверждены до конца этого года по всей территории страны.
Ивакин: Больше половины. Сегодня для изменения разрешенного использования необходимо изменить правила землепользования и застройки в части целой территориальной зоны. Если они не утверждены, то это решение органа местного самоуправления в отношении одного участка.
Ивакин: Этот вопрос законодательно не урегулирован. Нет сроков изменения категории, нет сроков на изменение разрешенного использования при наличии правил землепользования и застройки.
Ивакин: Если порядок принятия решений не урегулирован, всегда есть возможность злоупотреблений.
Ивакин: Нет. Процедура изменения разрешенного использования установлена сегодня в Градостроительном кодексе. Мы ее не изменяли.
Ивакин: Наверное, да. Задача на данном этапе - отменить категории.
Ивакин: Сроки сократятся как минимум в два раза, но главное, что процедура станет прозрачнее. Это не означает, что будет приниматься более произвольное решение. Дело в том, что правила землепользования и застройки - это такой документ, который предусматривает комплексную картину в отношении всего муниципального образования. Там указаны зоны жилой застройки, зоны сельскохозяйственного использования, промышленные зоны и т.д.. Это комплексный документ. Это понятный подход к определению использования земли. Что касается категорий земель и их перевода из одной в другую, сегодня это индивидуальное решение по каждому участку. И абсолютно непонятно, исходя из каких соображений органы власти принимают решение перевести участок или не перевести. Поэтому мы убираем лишнюю процедуру с категориями, но не с разрешенным использованием - она сохраняется, но конструкция становится более прозрачная и понятная.
Ивакин: Поправки в Лесной и Водный кодексы носят технический характер, они не изменяют подходы к изменению границ водного и лесного фондов. Сейчас эти процедуры изменения границ содержатся в одном законе, мы их переносим в Лесной и Водный кодексы без изменения содержания.
Ивакин: По срокам принятия я не могу прокомментировать. По срокам вступления в силу - он не может вступить в силу до тех пор, пока не будут утверждены правила землепользования и застройки. Источник: Индикаторы Рынка Недвижимости - http://www.irn.ru/articles/30066.html |