Разместите свое Предложение о продаже, покупке, аренде объекта недвижимой собственности на страницах Проекта 'Земля на Волге - От Истока до Устья...'
Главная

На минувшей неделе премьер Владимир Путин выступил в Государственной Думе с отчетом о деятельности правительства Российской Федерации за 2011 год. Мы практически полностью цитируем (выделено кавычками) ту часть выступления, которая посвящена положению дел в жилищной сфере, сопроводив ее краткими комментариями.

«За четыре года при поддержке государства получили жилье около 1,5 млн наших граждан, при прямой поддержке государства, в том числе, более 200 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны».

В абсолютном выражении цифра в 1,5 миллиона впечатляет. Однако по усредненной оценке экспертов в улучшении жилищных условий нуждается порядка 70% населения, то есть около 100 млн граждан. А дальше считайте сами, сколько придется ждать своей очереди при существующих темпах. Что касается ветеранов Великой Отечественной Войны, если отвлечься от некоторых шероховатостей, то можно сказать одно – хорошо, очень хорошо, что дошли руки. Этим людям мы обязаны всем.

«Добавлю, что с помощью средств «материнского капитала» улучшили свои жилищные условия еще более 1 млн российских семей. Кстати говоря, по «материнскому капиталу» мы, как и обещали, постоянно с вами его индексируем. Если в 2008 году он составлял 276 с небольшим тысяч рублей, то в 2012 году составит уже 387 тыс. 640 рублей».

Инструмент «материнского капитала» – не частый пример весьма эффективной государственной программы, когда одним выстрелом убиваются сразу несколько зайцев. Программа внесла вклад и в решение демографической проблемы, и помогла в улучшении жилищных условий, и поддержала в трудный период застройщиков. Безоговорочный успех.

«Мы продолжили масштабные работы по ремонту многоквартирных домов и расселению аварийного жилья. Этот проект охватил порядка 16 млн наших граждан».

Много, но мало
Абсолютная цифра опять-таки впечатляет. Однако все эксперты сходятся во мнении, что в части капитального ремонта у нас до сих пор делается существенно меньше минимально необходимого. Оценки отличаются в деталях: одни считают, что делается 10% от необходимого, другие – что 20%. Наш жилищный фонд ветшает.

В части организации капитального ремонта нас всех в ближайшее время ждут серьезные реформы, прежде всего – обязательные платежи граждан на капремонт.

«За последние 4 года число стадионов только и бассейнов увеличилось на 20 процентов. Для примера, сегодня в России в два раза больше бассейнов, чем было во всем Советском Союзе».

Хорошо, что бассейнов стало существенно больше. Хорошо во всех отношениях – и для здоровья, и для культуры, и для досуга. И пусть их строится еще больше. Только упоминание о Советском Союзе следует признать не самым удачным. И вот почему. Всякий раз, когда упоминают Советский Союз в сопоставлении с нынешним положением, в голову моментально приходит сравнение, что тогда на территории РСФСР жилья в год строилось на треть больше, чем в сегодняшней России. А это главный, краеугольный показатель в жилищной сфере. Он важнее всех остальных, вместе взятых.

«Я все говорил о позитиве, и его действительно много, а сейчас бы хотел сказать об оценках того, что у нас происходит с деловым климатом, деловой средой. Есть такое рейтинговое агентство «Doing Business», хорошее такое, стабильное, ничем себя не запятнавшее. Так вот, по его оценкам, Россия находится на 178-м месте в мире по условиям ведения бизнеса в строительстве. Вы представляете, 178-е место».

Без комментариев.

«Уважаемые коллеги, в предстоящее десятилетие у нас есть все, чтобы кардинально продвинуться в решении вечной жилищной проблемы. Для большинства семей в России должна быть реализована возможность обзавестись жильем через поддержку государства, через доступную ипотеку, через развитие индивидуального и кооперативного строительст-ва, через формирование сегмента доступного арендного жилья».

И впрямь все есть. Осталось добиться результата. Вся проблема – в организации дела.

Амбициозные задачи
«В 2011 году вновь начали расти объемы жилищного строительства. Мы вышли на максимальное с 1990 года число построенных квартир – 780 тыс. По метрам у нас чуть-чуть поменьше, чем в прошлом году, но по количеству квартир (рынок требует такого количества квартир с меньшей площадью) это наибольшее значение».

Здесь Владимир Владимирович допускает небольшую неточность. В 2011 году по данным Госкомстата построено 62,3 млн кв. м жилья, что не поменьше, а даже чуть больше, чем в 2010 году (58,4 млн кв. м). Другое дело, что это меньше «плана». Под планом мы подразумеваем Федеральную целевую программу «Жилище» на 2011–2015 годы. Исходно предполагалось в 2011 году построить 64 млн кв. м жилья, летом прошлого года показатель был скорректирован до 63 млн кв. м, но и его, как видим, не удалось реализовать в полной мере.

«Мы ставим задачу к 2015 году увеличить темпы строительства в 1,5 раза, до 90 млн кв. метров в год. Это примерно 1,5-2 млн новых квартир и домов в год».

В. Путин имеет в виду целевой индикатор уже упомянутой программы «Жилище» на 2011–2015 годы. Задача поставлена амбициозная. Но надо сказать, что через нечто подобное мы уже проходили. Предыдущая программа «Жилище» на 2002–2010 годы предполагала на финише строительство 80 млн кв. м жилья, в реальности оказалась на четверть меньше. Впрочем, верно и то, что если не ставить амбициозных задач, то продвижения вперед вообще не будет.

Самое неприятное состоит в том, что даже если поставленная В. Путиным задача будет близка к решению, то это может обернуться новыми глобальными проблемами. Многие эксперты полагают, что наш рынок не готов принять такое количество жилья. Недавно на выставке недвижимости в ЦДХ президент группы компаний «NAI Bekar» Александр Шарапов заявил, что достижение поставленной правительством цели приведет к обрушению строительного рынка. Имеется в виду, что в силу ограниченного платежеспособного спроса такое количество жилья (90 млн кв. м) невозможно будет продать, цены упадут, и в результате застройщики массово обанкротятся.

«Что здесь принципиально важно? Первое. Нужно продолжить работу по наведению порядка на земельном и строительном рынке, радикально сократить административные барьеры. Я уже говорил об этом. Сегодня, по оценкам самих застройщиков, затраты на прохождение всех процедур – на подключение к инженерной инфраструктуре – могут порой доходить до 30% от общей стоимости объекта. Многое упирается в отсутствие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Считаю, что надо разработать механизм, найти средства и обеспечить в кратчайшие сроки решение этого вопроса».

Все правильно. Только ведь и на федеральном уровне, и на местных у нас уже неоднократно рапортовали о снятии административных барьеров. Видимо, строительство барьеров нам удается лучше, чем строительство этажей.

Земельный вопрос
«Второе, у нас огромные земельные ресурсы. Надо ввести их в строительный оборот за счет развития местной дорожной и коммунальной сети, расширения агломерационного радиуса вокруг крупных городов. Понятно, что вокруг крупного города легче строить, дешевле просто. Также будем изымать неэффективно используемые земли у государственных учреждений и ведомств и отдавать их под застройку».

Местные администрации не хотят расставаться с землей, поскольку это едва ли ни единственный рычаг их влияния. Им надо что-то предложить взамен. Не исключено, что эту роль сможет выполнить готовящийся налог на недвижимость.

«Третье, если мы сможем додавить инфляцию, то обеспечим снижение ставок по ипотечным кредитам где-то на уровне 6,5% в ближайшие годы. Убежден, что эта задача вполне реальна. При этом, например, ипотеку для молодых семей и молодых специалистов можно будет сделать еще дешевле. Собственно говоря, такие программы у нас сегодня уже работают. Можно будет выдавать кредиты – и нужно будет – на 20–25 лет. Конечно, регионы должны подключиться. Например, помочь с первоначальным взносом. Тогда ипотека действительно будет работать».

Опросы общественного мнения показывают, что для потенциальных покупателей решающим препятствием является исходная высокая цена жилья, а не ставка по ипотеке.

«Кстати, мы уже начали реализацию льготной ипотечной программы для молодых учителей. Вы это знаете. Намерены активно использовать возможности Фонда развития жилищного строительства, в том числе Фонд РЖС будет бесплатно делать проектную документацию, предоставлять землю, готовить инфраструктуру для жилищных кооперативов. Кстати, в рамках этой работы снижение стоимости до 25–30 процентов. В рамках программы Фонда РЖС уже сданы или находятся в разных стадиях реализации проекты общим объемом более чем на 10 млн кв. метров жилья. В 2012–2013 годах необходимо полностью обеспечить постоянным жильем военнослужащих».

Опыт строительства кооператива «Каинская заимка» для молодых ученых Новосибирска показал – этого недостаточно, чтобы жилье стало доступно для научной интеллигенции. Ко всему вышеперечисленному надо еще вдвое снизить стоимость жилья, или субсидией компенсировать половину стоимости.

«В ближайшее время также полностью решим жилищные проблемы чернобыльцев. В разы увеличим предоставление жилищных сертификатов нуждающимся переселенцам. В текущем году регионы должны в основном закрыть вопрос обманутых дольщиков.

Хочу это подчеркнуть, региональные руководители мне еще года два назад заявляли о том, что они эту проблему закроют, и они должны это сделать. Это не федеральная задача, но мы будем внимательно наблюдать за тем, как эта задача решается на региональном уровне. Там движение есть, но есть и проблемы. Они острые, люди чувствуют себя обманутыми, им нужно помочь, это очевидно. Двигается проблема. Сейчас не буду вам называть конкретно количество предоставленных квартир, оно значительное. Движение есть, но нужно сделать еще немало. И главное, что это можно сделать».

Депутат Госдумы, руководитель рабочей группы фракции «Единая Россия» по оказанию помощи обманутым дольщикам Александр Хинштейн (которого трудно заподозрить в оппозиции В. Путину) недавно на основе статистики убедительно продемонстрировал, что в этом году проблема дольщиков решена не будет, и в следующем – вряд ли. В большинстве регионов местные администрации тянут волынку или вообще отказываются заниматься дольщиками. Дольщики обращаются за помощью к правительству. А оно адресует их в регионы. Круг замкнулся.

«Еще одна очень важная тема. Мы приняли решение до 2015 года продлить работу Фонда реформирования ЖКХ. Считаю, что средства Фонда следует сконцентрировать на полной ликвидации аварийного жилья в России. Нужно вытащить людей из трущоб, в конце концов! В таких домах не только невозможно нормально жить – они представляют и прямую угрозу здоровью и безопасности граждан».

Тему ремонта и сноса мы уже комментировали выше. Судя по выделенным до 2015 года Фонду средствам, темпы переселения сохранятся прежними.

Тарифы по плану
«Доступное, комфортное жилье – это еще и качественные коммунальные услуги по понятным и справедливым ценам. Жилищно-коммунальную сферу надо превратить в современную эффективную отрасль, открытую для конкуренции и привлекательную для частных инвестиций. Причем стоимость коммунальных услуг должна быть понятной и прогнозируемой для граждан и инвесторов в ЖКХ. И поэтому мы предлагаем установить нормативы минимум на 3 года вперед.

Напомню, что правительство приняло решение о переносе сроков повышения тарифов на газ, электричество, тепло в 2012–2013 годах на середину году с тем, чтобы не провоцировать инфляцию в начале года. При этом темпы по повышению в большинстве случаев ограничены целевым уровнем инфляции. Руководителям регионов поручено принять меры, исключающие скачки цен в ЖКХ. Будем держать эту ситуацию на контроле. Предлагаю и вам тоже включиться в эту работу».

Первые месяцы наступившего года наглядно продемонстрировали эффективность переноса сроков повышения тарифов как в политическом, так и экономическом отношении. Темпы инфляции вдвое снизились по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Но это лишь половина дела. Запланированный рост тарифов существенно ниже уровня прошлых лет, но все же опять несколько выше прогнозируемой инфляции. Почему выше, чем в этом отношении ЖКХ отличается от всего прочего – никто так и не объяснил. И еще надо посмотреть, во что все выльется на практике в середине года. Остается пожелать правительству успеха в контроле за тарифами.

Источник: "Индикаторы Рынка Недвижимости"