Разместите свое Предложение о продаже, покупке, аренде объекта недвижимой собственности на страницах Проекта 'Земля на Волге - От Истока до Устья...'
Главная

Ведомство Андрея Белоусова планирует до конца текущего года внести поправки в Земельный кодекс, согласно которым неэффективно используемые земли будут безвозмездно передаваться в собственность муниципалитетов во внесудебном порядке. Таким образом государство намерено решить проблему «простаивания» миллионов гектаров земель. Эксперты с чиновниками не согласны и уверены, что мест­ные власти проблему только усугубят.

О том, что неэффективно используемые земли необходимо передавать «другим собственникам», на прошлой неделе заявлял президент Владимир Путин, выступая на заседании президиума Госсовета, посвященном земельному вопросу. «Если земля не работает, давайте будем передавать ее другим собственникам, в том числе муниципалитетам, они ближе к людям и вполне способны решить, где дом построить, где картошку посадить или как-то по-другому использовать с пользой для людей и страны», — отметил глава государства.

Как пояснил РБК daily директор департамента недвижимости Минэкономразвития (МЭР) Андрей Ивакин, соответствующие поправки в Земельный кодекс, позволяющие безвозмездно передавать муниципалитетам не­эффективно используемые земли, будут внесены до конца 2012 года. Сказать точно, сколько именно российских гектаров «простаивает», нельзя. Такой статистики не существует, поясняет чиновник.

По словам ректора Государ­ственного университета по землеустройству Сергея Волкова, к примеру, среди земель сельхозназначения «проблемными» являются 70 млн га. В них входят «невостребованные земельные доли», сельхозугодья, которые находятся в границах других категорий земель, обанкротившихся сельхозпредприятий.

В целом в ряде хозяйств количество неиспользуемых земель достигает 70%, отмечает г-н Волков. Однако, по мнению экспертов, передача таких земель напрямую муниципалитетам проблемы не решит. Так, еще в 2001 году с принятием Земельного кодекса муниципальным образованиям было дано право распоряжаться землей «до разграничения госсобственности», однако по факту они этого не делали, говорит председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфинский.

«За 11 лет этот рынок стал одним из самых коррупционных. Те же полномочия по постановке на кадастровый учет муниципальные образования не реализовывали. По разработке правил застройки (ПЗЗ) муниципалитеты не делают ничего с 2004 года. Более того, сейчас право надзора над землями есть у федеральных, региональных, муниципальных властей, а также общественных объединений. Однако по факту что-то делает только одна Федерация, хотя муниципалитеты как никто другой должны быть заинтересованы», — поясняет г‑н Скуфинский.

В том, что подход МЭР никак не поспособствует решению проблемы, уверен и партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Сейчас изъятие земель проводится в судебном порядке, при этом Конституция предусматривает выплату компенсации при лишении собственности. «Если поправки будут приняты, то применяться они будут точечно. Иными словами, для самых лакомых кусков, остальные так и будут простаивать», — говорит г-н Можаровский.

По мнению г-на Скуфинского, решением проблемы могло бы стать создание отдельного инвестиционного фонда, который бы выполнял функции по управлению землей, а сами участки распределялись бы через торги. «В состав фонда можно было бы включить представителей федеральной власти, регионов, муниципальных образований (если земельный участок, который выставляется на торги, находится на их территории) и предпринимательское объединение», — говорит эксперт. Впрочем, в МЭР возможность реализации такой идеи рассмотреть готовы. Однако, по словам г-на Ивакина, необходимо определить, как и где можно было бы создать такой фонд. «Возможно говорить о создании корпорации, куда будут внесены земли, которые мы хотим продать. Но пока это на уровне идеи», — добавляет чиновник.

Источник: "Индикаторы Рынка Недвижимости"