Разместите свое Предложение о продаже, покупке, аренде объекта недвижимой собственности на страницах Проекта 'Земля на Волге - От Истока до Устья...'
Главная

Крупный бизнес просит усмирить собственников земельных участков, которые задирают цены на необходимые для реализации инфраструктурных проектов гектары. Одним из идейных инициаторов борьбы со спекуляциями землевладельцев стал «Газпром», который предлагает прибегнуть к опыту олимпийской стройки. По мнению нефтегазового монополиста, упрощение изъятия земель сократит издержки для компаний.

Правила изъятия земель для госнужд закреплены в Земельном кодексе, однако на практике многие нормы либо не работают, либо применяются владельцами участков для удовлетворения личных корыстных интересов, жалуются представители крупного бизнеса.

«На сегодняшний день механизм изъятия не работает. К примеру, сельхозземли можно изымать только в том случае, если они не используются более трех лет. В таком случае владельцы оформляют договор купли-продажи и просто перепродают эти земли друг другу. Бизнесу ничего не остается, как арендовать или выкупать земли», — объясняет источник близкий к «Газпрому». Однако продаются такие участки по завышенным ценам. «Действующее законодательство позволяет собственникам спекулировать. Стоимость может в 20—50 раз превышать кадастровую. У нас был случай, когда участок продавали по цене, в 8 тыс. раз выше кадастровой. И это не предел. Часто владельцы чинят препятствия и при проведении экстренных работ на объектах», — говорит собеседник.

Проблемы с землевладельцами есть и у РЖД. Так, к примеру, выкуп земель (общей площадью 8 тыс. га) для строительства 660-километровой высокоскоростной магистрали к ЧМ-2018 между Москвой и Санкт-Петербургом ранее оценивался железнодорожным монополистом в 50 млрд руб. (1,2 млрд евро). Во сколько выкуп обойдется на самом деле, пока непонятно. Вопрос финансирования проекта правительство планирует обсудить в будущем году.

«Когда мы начинаем ремонт трасс, земельные участки, на которых находятся трубопроводы, неожиданно выкупаются в собственность. Эти участки проходят ровно над трубой», — отмечает представитель "Транснефти" Игорь Демин. По его словам, как правило, речь идет о территориях, связанных с сельским хозяйством. «Владельцы земель требуют неимоверных компенсаций за якобы пострадавшие посевы — суммы доходят до миллиона рублей за гектар», — добавляет г-н Демин.

Если изъятие участков происходит для госнужд и сторонам не удается договориться в установленный законом срок (один год с момента регистрации решения об изъятии), то вопрос об отчуждении и размере компенсации собственнику решается в судебном порядке, объясняет партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. «Как правило, суд назначает компенсации, близкие к тем, которые мы предлагали изначально», — говорят в госкомпании «Автодор», отмечая, что «порой требования собственников доходят до абсурда».

По словам г-на Можаровского, размер компенсации устанавливается в индивидуальном порядке. При этом оплачивается не только стоимость самого участка, но и расходы на переезд. В случае сельхозземель собственники часто выставляют счет даже за неиспользованные удобрения, отмечает эксперт. «Законодательно ответственность для таких паразитирующих на земле собственников никак не закреплена», — подтверждает председатель комитета по оценке и экономике недвижимости ТПП РФ Олег Скуфинский. По его словам, решение данной проблемы будет в числе первых обсуждаться в рамках недавно созданного Клуба корпоративных собственников (образован по ини­циативе ТПП и ОАО «Газпром»).

В «Газпроме» уже наметили возможные варианты решения проблемы. Так, необходимо расширить законодательство с точки зрения прав на участки, ввести нормы об ответственности как для собственников, так и для чиновников, говорит источник близкий к компании.

«Нужно продумать нормы для упрощения процедуры предоставления участков, развить институты изъятия. Так, к примеру, для проведения саммита АТЭС и Олимпиады в Сочи были изданы отдельные законы, позволяющие быстро и оперативно изымать участки под госнужды. Аналогичный закон был разработан и столичными властями для строительства на присоединенных территориях. Часть норм можно позаимствовать оттуда», — добавляет собеседник.

«Что касается Олимпиады и саммита, то там, в частности, были установлены сокращенные сроки уведомления собственников и самого изъятия до нескольких месяцев. С одной стороны, упрощение процедур для строительства инфраструктуры было бы полезной практикой. Но с другой — надо понимать, что для тех же олимпийских проектов срочность важна. Чего не всегда можно сказать о рядовых инфраструктурных объектах», — считает руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп» Алексей Коневский.

Обратиться можно и к зарубежному опыту, отмечает источник близкий к «Газпрому». «Во многих европейских странах, США законодательство предусматривает предварительное изъятие земли под строительство дорог. Коридор для дороги резервируется заранее, и когда наступает срок реализации проекта, в его рамках действуют строители. Нам стоит ориентироваться на эту практику, чтобы подготовка территории к строительству не занимала по три-четыре года», — солидарны в «Автодоре».

Впрочем, в правительстве к мнению бизнеса прислушаться готовы. «На введение нормы об ответственности для собственников участков мы смотрим положительно. Более того, частично этот вопрос регулируется уже подготовленными законопроектами о порядке установления сервитутов и об изъятии земельных участков», — пояснили РБК daily в Минэкономразвития.

Источник: "Индикаторы Рынка Недвижимости"