Разместите свое Предложение о продаже, покупке, аренде объекта недвижимой собственности на страницах Проекта 'Земля на Волге - От Истока до Устья...'
Главная

Минрегион готовит для России инвестиционный паспорт и считает, что стране необходимо быть представленной на международных выставках под единым брендом.

На недавней выставке недвижимости MIPIM в Каннах Россию представляло всего шесть регионов из 83 субъектов Федерации. Устранить перекосы в развитии страны, перераспределить финансовые и людские потоки, способствовать установлению доступных цен на недвижимость — задачи, которые в том числе пытается решить Министерство регионального развития во главе с его новым руководителем Игорем Слюняевым.

— Вы довольны итогами поездки на MIPIM?

— В целом — да. Интерес иностранных инвесторов был таков, что в 2014 г. Россия станет на MIPIM страной почета. В России активно развиваются жилищное строительство, транспортная инфраструктура, создается промышленность строительных материалов. Но из-за того что наши участники представлены разрозненно, на разных площадках, у инвесторов не сложилось полного представления о России. Нам бы хотелось, чтобы на 25-й, юбилейной, выставке в Каннах все регионы и компании участвовали под единым брендом Российской Федерации и располагались в одном павильоне.

— Каков результат повышенного интереса? Есть ли соглашения, подписанные с инвесторами?

— Министерству через выставки сложно привлекать деньги — мы руководствуемся законом о бюджете Российской Федерации, где есть раздел, регулирующий международную деятельность, и процедурами, которые детально прописаны в Бюджетном кодексе. Выставка для нас — это скорее имиджевое мероприятие, способ продвижения наших проектов на внешние рынки. Очевидна польза для регионов и компаний, имеющих проекты комплексного развития территории, жилищного строительства: они смогли найти партнеров, инвесторов, архитектурные, инженерные решения. И, что называется, напитаться информацией о том, что происходит в мировой строительной индустрии.

— Кризис там происходит.

— Не везде. Я вспоминаю начало 1990-х, когда все предпочитали отдыхать за пределами нашей родины, в том числе в Турции. Там на глаза попадалось огромное количество строящихся домов. Я поинтересовался: почему? Ответ оказался банальным: стройка — идеальный способ защиты сбережений от инфляции, которая в Турции на тот момент превышала 100% годовых. И люди, накопив даже незначительные суммы, спешили вкладывать их в жилье.

Кризис 2008-2009 гг. миновал, но мы должны быть готовы к новым вызовам. Об этом хорошо сказал [экономист] Николай Кондратьев: «Кризис был, кризис будет». Однако строительный рынок активно реагирует не только на кризисы, но и на положительные тенденции. Когда растет экономика, первыми это ощущают строители и девелоперы. Экономика падает — они опять принимают на себя первый удар. Мультипликативный эффект от стройки очень высок: около 30 смежных отраслей связано со сферой строительства.

— Какая сейчас ситуация в регионах России?

— Динамика хорошая, хотя может быть и лучше — 2012 г. мы закончили с 65 млн кв. м [построенного жилья].

— Согласно «Стратегии развития России до 2020 г.» должны были сдать 100 млн кв. м.

— Не совсем так — это цель на 2018 г., у нас еще есть запас времени. Как определяется потребность в жилых метрах? Президент страны ставит задачу строить из расчета 1 кв. м на одного человека в год. В соответствии с этим параметром мы выстраиваем наши программы. Построили 65 млн кв. м, а население — 150 млн. Есть над чем работать.

Что еще беспокоит? Активное строительство ведется в основном в центральной части России и в городах-миллионниках, мегаполисах.

— Кроме Москвы, очевидно?

— Если взять строительство в Московском регионе — 7 млн кв. м было введено в прошлом году. Этот объем сопоставим со всем Дальневосточным регионом. Вдумайтесь: весь Дальний Восток строит столько же, сколько Москва и Московская область. Это, на мой взгляд, очевидный перекос. Второй момент, который смущает, — это стоимость жилья. Жилье остается дорогим. У нас есть понимание себестоимости жилищного строительства по каждому региону.

— И какой она должна быть?

— По нашим расчетам, в проектах повторного применения без учета стоимости земельных участков и подключения к инженерным сетям себестоимость 1 кв. м в жилых домах не должна превышать 17 000 руб. (проекты повторного применения — это полный комплекс документации, включающий как основные чертежи объекта, так и рассчитанные показатели объема проводимых работ, нормы расхода и количество необходимого строительного материала, сведения о затратах труда, данные для определения окончательной стоимости строительства, а также основные технико-экономические характеристики будущего сооружения. Использование типовых проектировочных решений дает возможность отказаться от изготовления технической документации на каждый объект отдельно. — «Ведомости»).

Понятно, что на ценообразование влияют разные факторы. Практически все жилье строится на кредитные деньги. Вторая проблема — плата за техническое присоединение. Необходимо развитие внеплощадочных магистральных инженерных сетей и мощностей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и т. д.

— Много лет говорят о том, что государство должно предлагать девелоперам участки, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой.

— Именно этим государство и занимается: есть программа Минрегиона о строительстве доступного и комфортного жилья, программы Фонда жилищного строительства, АИЖК — и проходит их реализация неплохо.

Первую задачу мы выполнили — даем под жилищное строительство участки, обеспеченные инженерной инфраструктурой. Следующий этап будет сложнее — когда будет земля, но не будет инженерных сетей.

Каков был парадокс последнего десятилетия? Самые лакомые куски оказались в распоряжении ведомств: земли Минобороны, например, есть в каждом субъекте Федерации, в самых интересных [для инвесторов] местах. Это особая категория земель, прописанная в Земельном кодексе, и государство взяло на себя ответственность за то, чтобы запустить эти земли в оборот, в первую очередь — под жилищное строительство.

Или вторая могучая организация — Сельхозакадемия: общественная организация, у которой десятки миллионов гектаров земли находилось в собственности. Понятно, что-то отчуждали, где-то строили, но, как правило, через суды: надо было трижды судиться, чтобы после отчуждения инвестору доказать свое право на земельный участок.

Работа государства по вовлечению этих земель в оборот ведет к тому, что объемы строительства каждый год растут на 4-5 млн кв. м. А если взять динамику с 2000 по 2012 г., то рынок вырос в 2 раза: мы начинали с 30 млн кв. м, сегодня строим 65 млн. Это говорит о том, что задача, связанная со строительством 90 млн кв. м к 2018 г., для нас реальна.

Но есть другая сторона медали — платежеспособный спрос.

— Вы сказали, что вас волнуют цены. Но как их регулировать?

— Влияние на цены может быть прямым и опосредованным. Прямое — путем установления предельной цены Минрегиона для государственных и региональных программ. Опосредованное — через создание инфраструктуры, снятие административных барьеров, удаление коррупционной составляющей, повышение доступности кредитов, потому что это тоже серьезные факторы. Мы одновременно идем по двум направлениям: совершенствования нормативно-технической базы и [реализации] мер государственной поддержки в сфере жилищного строительства.

Также мы можем регулировать и ограничивать цены через те программы, которые реализуются при участии Минрегиона. Жилищное строительство можем поддерживать через программу жилищных сертификатов, субсидий, предоставление жилья отдельным категориям граждан (ветеранам ВОВ, многодетным и молодым семьям и т. д.). По этим программам мы целенаправленно ограничиваем стоимость 1 кв. м, потому что понимаем: если ее отпустить, это вызовет существенный рост цен, что неприемлемо для федерального бюджета.

— Коррупция до сих пор остается острой проблемой? Я слышала от одного московского девелопера, что некоторые застройщики прикрывают ссылкой на нее собственную некомпетентность.

— Я не скажу, что сейчас коррупция — это определяющий фактор. Она была значимой в тот момент, когда был дефицит земельных участков под застройку и разрешение на строительство получали через кабинеты начальников. Но все же сказать, что мы уже победили коррупцию, — это сказать неправду. Мне понравилось определение коррупции у профессора права Евгения Трубецкого, который сказал, что коррупция — нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия жизни. А еще это нравственная проблема.

— Как министерство определяет приоритетные направления и регионы для развития? Наверняка регионы, не попавшие в их число, предъявляют вам претензии?

— Регионов-любимчиков в Минрегионе нет. Зато есть набор формальных признаков для включения в ту или иную государственную, федеральную или ведомственную целевую программу. И есть набор условий, согласно которым регион либо допускается к участию в программе, либо нет. Среди них такие, как социально-экономическое значение объекта, наличие проектной документации. И тот регион, который заявляется на строительство коммунальных систем, промышленных объектов, на участие в проектах инвестфонда, но не обеспечил свои объекты проектно-сметной документацией, шансов на финансирование практически не имеет. Еще одно условие — это софинансирование из региональных бюджетов.

— Это значит, что бедные регионы автоматически отсекаются?

— У софинансирования разные условия — региональная составляющая может быть равной федеральной (паритет), но может быть и 5-30%. Это вопрос правила бюджетной обеспеченности — у каждого региона есть право участвовать в целевых программах. В программе «Доступное жилье» есть две основные подпрограммы: «Чистая вода», потому что проблема водоснабжения — одна из ключевых, и ФЦП «Жилище». Мы определили для себя территории приоритетного заселения: там, где мы реально сталкиваемся с демографическим спадом, где имеем дело с оттоком населения, там надо закрепляться, создавая рабочие места, новое производство, развивая жилищное строительство.

Такие регионы приоритетного заселения есть как в центральной части России — понятно, что это не Москва, не Санкт-Петербург и не Московская область, — так и в Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе. Мы уделяем больше внимания этим регионам, потому что считаем, что Московский развивается достаточно активно за счет рынка и собственных программ. Это объективные принципы управления — всегда следует правильно расставить приоритеты.

— И какова основная задача?

— Компактное расселение вдоль побережий и границ при условии вахтового освоения континентальной части России. Мы хотим удержать большую территорию нашей страны со сравнительно небольшим числом населения. Удержать экономически, удержать для будущих поколений. Вот такая задача стоит перед Россией.

— Но при всех задачах и госпрограммах по развитию России все деньги и трудовые ресурсы все равно стремятся в Москву.

— Я сейчас озвучу крамольную мысль: мне кажется, что мы чересчур увлеклись либеральной моделью развития экономики. Мы считали, что рынок все отрегулирует самостоятельно. Но жизнь показала, что это не так. Рынок не способен повлиять положительно на ценообразование, не способен сместить акценты в сторону государственных интересов. Капитал ищет где выгодно, ищет безбарьерную среду и пребывает в постоянном поиске сверхдоходов. Помните у классика: нет такого преступления, на которое капитал не согласится пойти ради 300%-ной прибыли. Наша задача — понять, что либеральная модель экономики не означает, что рынок — это хаос, который сам себя отрегулирует. Рынок — это высочайшая культура, это традиции, опыт, инструмент, при помощи которого можно просчитать, спрогнозировать любой результат воздействия на систему и обеспечить условия для достижения поставленной цели без активного вмешательства государства. В России по-прежнему велико значение государственных органов власти, госуправления. Мы еще не достигли того уровня культуры управления, чтобы руководствоваться исключительно либеральными экономическими моделями.

— Нефтяной фактор по-прежнему важен для России?

— Да, но и инновационные проекты тоже важны. Что удается сделать в масштабах страны? В 2003 г. отмечали 300-летие Санкт-Петербурга — нам удалось мобилизовать силы и средства, чтобы реализовать серьезные проекты на Балтии, на Северо-Западе. Ведь Питер — это не просто Северная Пальмира или вторая столица, это еще и форпост России на Балтийском побережье. Мы показали всему миру, что это наиважнейшая для страны территория и мы активно занимаемся ее развитием.

Мероприятия форума АТЭС на Дальнем Востоке — это активное присутствие в азиатско-тихоокеанском блоке. Китай, Япония, Северная и Южная Корея, Вьетнам — наши торгово-экономические партнеры на Дальнем Востоке, государства, которые развиваются на наших глазах весьма эффективно и быстро. Занявшись подготовкой к форуму АТЭС, мы опять же мобилизовали наши возможности и тем самым экономически еще больше укрепились на этой территории, придали импульс ее развитию.

Олимпиада в Сочи в 2014 г. — это не только большой мировой спортивный праздник. Сочи — это наш главный курорт на Черном море. Надо понимать, что каждое подобное событие имеет и политические последствия, и огромный социально-экономический эффект.

— Получается, нам для внутреннего развития нужны внешние события.

— Событие — это повод мобилизоваться. Мы работаем на авралах, вместо того чтобы планомерно «300 лет стричь газон».

Наша страна за последние 20 лет прошла тот путь, по которому США и государства Европы идут не одно столетие, — путь к рынку. Чтобы работать планомерно, Россия разработала стратегию экономического развития до 2020 г. Руководствуясь ею, Минрегион планирует подготовить схемы расселения, чтобы знать, где будут находиться производственные силы, где будут проживать люди и какие именно программы мы будем поддерживать.

— Минрегион занимается огромным количеством направлений. Как это возможно?

— На нас замкнули координацию многих вопросов, но мы не единственный исполнитель. Вся работа правительства — это работа коллегиальная, коллективная. Мы координируем территориальное планирование, т. е. вопросы развития конкретного населенного пункта, или целого региона, или даже всей страны. У нас есть горизонтальная схема территориального планирования — та, что касается муниципального и регионального уровней, — и вертикальная — это энергетика, транспорт, связь, отрасли экономики. Межнациональные отношения, полномочия субъектов Федерации, всех ветвей власти — их координатором также выступает Минрегион. А в вопросах финансово-кредитной и бюджетной политики, налоговых правоотношений, например, координатор — Минфин. За каждым федеральным ведомством закреплены конкретные функции и задачи. Ведомства дополняют друг друга, это и есть правительство России.

— Минрегион также отвечает за АИЖК. Агентство сейчас занимается задачами, которыми, судя по его профилю, заниматься не должно, — я говорю о доходных домах. И по рынку ходят слухи о его приватизации.

— АИЖК работает, опираясь на самостоятельный закон, специальную нормативную базу, имеет свои источники финансирования. Но поскольку жилищная политика — это наши полномочия, мы выступаем координатором его деятельности. У нас хороший режим взаимодействия. В России на 1 января 2013 г. населению предоставлено 670 000 ипотечных кредитов на 1 трлн руб.

Приватизация — вещь неоднозначная. Надо понимать, какие цели она преследует. Помните историю с британскими железными дорогами? Они многократно приватизировались и деприватизировались. Первая задача приватизации — повысить эффективность управления отраслью, сегментом экономики или конкретным предприятием. Вторая задача — привлечь средства с рынка, бюджетные, частные, любые. Третья — изменить отношение к состоянию основных фондов. Если фонды ветшают, государство не справляется с их содержанием, то оно решает привлечь средства с рынка. Поэтому и в приватизации, и в деприватизации ничего страшного нет. Надо понять, какие цели она преследует. Чего мы достигнем, приватизируя АИЖК?

— Привлечь средства?

— Может быть. Я пока эту тему — акционирования или приватизации АИЖК — ни с кем не обсуждал. Поставят задачу — будем думать.

Есть такое убеждение, что частное управление всегда лучше государственного. Но давайте посмотрим: например, во Французской Республике около 60% собственности — муниципальная или государственная. Получается, французы построили социализм. Швеция, по большому счету, тоже страна победившего социализма — в ней доминирует государственная собственность. В экономике Китайской Народной Республики государство играет ключевую роль. Какое управление более эффективно, частное или государственное, — это большой вопрос. На мой взгляд, необходим баланс частнопредпринимательской инициативы и госуправления с опорой на национальные традиции.

Мы сейчас активно занимаемся проблематикой жилищно-коммунального хозяйства. Я часто привожу пример, почему в новой России удалось не только сохранить, но и развить общественный городской транспорт. Ответ лежит на поверхности — баланс интересов. Мы сохранили муниципальное присутствие в системе автомобильных пассажирских перевозок и создали частных перевозчиков. Как только частник начинает злоупотреблять, его «подпирает» муниципалитет или государство.

«Москва сегодня обеспечивает около 40% грузопотока со всей страны. Поэтому развивать Московский транспортный узел необходимо не как региональный узел, а как ключевой элемент международных транспортных коридоров, в составе которого участвует Россия. Необходимо активное участие федерального центра во всех [инфраструктурных] московских проектах».

Если бы Сергей Собянин занял пост мэра Москвы в начале 2000-х, многих проблем удалось бы избежать. Перехватывающие парковки, реверсивное движение, развитие общественного транспорта, радиальные выходы из Москвы – он способен не только про это сказать, но и это реализовать».

Биография

Игорь Слюняев родился 4 октября 1966 г. в г. Исилькуле Омской области.
1992 Окончил московскую Высшую школу милиции МВД РФ.
1996 Окончил Российскую академию госслужбы при президенте РФ (специализация – «финансы и кредит»).
1988–1994 Служба в органах внутренних дел.
1994–1996 Зампредседателя правления Моссибинтербанка.
1996–1997 Советник министра РФ по сотрудничеству со странами СНГ, начальник управления финансово-кредитных отношений.
1997–1998 Замминистра по сотрудничеству со странами СНГ.
1999 Начальник управления обеспечения доходов дорожных фондов Федеральной дорожной службы России.
1999–2000 Заместитель гендиректора Российского дорожного агентства.
2000–2004 Замминистра транспорта.
2005–2006 Советник председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ.
2006–2007 Член СФ от администрации Алтайского края, зампредседателя комитета по бюджету.
2007–2012 Губернатор Костромской области.
2012 Министр регионального развития РФ.
Кандидат юридических наук, специальность – «уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право». Женат. Есть сын.

Министерство регионального развития РФ (Минрегион России)

Создано 13 сентября 2004 г. указом президента РФ. В число курируемых и подведомственных организаций входят:
– Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой);
– Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»;
– Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства;
– Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.
Штат министерства – 577 сотрудников, Госстроя – 170 сотрудников.

Источник: "Индикаторы Рынка Недвижимости"